Всероссийский семинар учителей истории, руководителей и организаторов исследовательской деятельности учащихся

8 и 9 октября в Международном историко-просветительском обществе «Мемориал» прошел научно-практический  семинар для работников среднего образования «Формы и методы внеклассной работы. Проектно-исследовательская деятельность школьников». Участниками просветительского семинара стали педагоги - научные руководители работ из различных регионов России, делегатом семинара стал педагог МБОУ «СОШ №3» г.Алатыря Чувашской Республики- Сарбаева И.Г.

Обращаясь к участникам семинара, Председатель Оргкомитета Конкурса «Человек в истории. Россия-XX век» Ирина Щербакова поблагодарила научных руководителей исследовательских работ за участие в конкурсе и отметила, что уровень работ, которые вышли в финал конкурса, по-прежнему остается очень высоким. Школьники работают в архивах, в музеях, проводят интервью, анализируют собранный материал. По итогам работы школы-академии, проводимой Оргкомитетом Конкурса и как призер XVII Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия-XX век», выпускница МБОУ «СОШ №3» г.Алатыря Чувашской Республики Кройтор Елена (ныне студентка КФУ) была приглашена в международную школу «EUSTORY».

Работа семинара была очень насыщена: в первый день семинара перед собравшимися от имени редакции портала «Уроки Истории» выступил Семен Шешенин с коротким рассказом о новых форматах, появившихся на сайте, интересных подкастах лекций и презентаций вечерней школы. Тему интернет-проектов продолжил Михаил Мельниченко, рассказавший о своем сайте «Прожито», где публикуются дневники двадцатого века. «Прожито» позволяет  не только читать личные дневники, загруженные в систему, но и дает возможность работать со всем массивом записей, получать выборки по сложным запросам: авторам, времени, месту, языку записи, а так же по упоминаемым в дневниках персонам и ключевым словам. Известный историк, доктор политических наук, академик РАН Юрий Пивоваров обсудил с участниками семинара трудные вопросы российской истории и их место в современном образовании. Участники активно обсуждали ь новые учебники истории, утвержденные Министерством образования. Сотрудник «Мемориала» кандидат исторических наук и педагог Никита Ломакин, выступил с рассказом об исторических играх: компьютерных и настольных, о том, какую роль они могут сыграть в развитии интереса к истории у школьников, и поделился опытом использования таких технологий в своей педагогической практике и для внешкольных занятий по истории.Завершился первый день работы семинара посещением спектакля «Баден-Баден» в театре Моссовета.

9 октября работа семинара продолжилась в музее ГУЛАГа. Константин Андреев, руководитель Образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГа, поделился свои опытом применения активных форм изучения истории: посещение и исследовательская работа в музеях, туристические поездки (экскурсии, экспедиции, краеведческие походы), поисковая работа. Константин Андреев рассказал о том, как школьникам удалось восстановить по письмам историю жизни молодого москвича, погибшего во время Великой Отечественной войны; как старшеклассники делали квесты для младших ребят по историческим районам  своего города. После лекции Константин провел для участников семинара экскурсию по музею ГУЛАГа.

Во вторую половину дня работа семинара продолжилась в Мемориале. Павел Гнилорыбов, историк, автор тематических прогулок по Москве выступил с лекцией «Город как учебник истории».

Закончился семинар «круглым столом», на котором участники обсудили перспективы внеклассной работы в школе: как побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями российской истории минувшего века, вызвать в них интерес к судьбам обычных людей, к их повседневной жизни – к тому, из чего складывается «большая история» страны.

            Педагоги, участники семинара, выразили благодарность Оргкомитету за  организацию семинара.