Период
моей работы директором средней школы №3 с 1985 по 1990 год (до распада
Советского Союза).
Школа
в то время была единственной в городе с продленным днем. Все учащиеся были
заняты учебной и внеклассной работой с утра идо вечера (где-то до 18 часов).
Микрорайон
«Западный» в то время быстро «рос». Средней школы № 7 еще не было. Число
учащихся за пятилетку выросло с 400 -
500 примерно до 1000 .
Педагогический
коллектив работал добросовестно и творчески. Учебную деятельность учителей
возглавляли и направляли завучи: в
начальном звене Евграфова М.И., в среднем и старшем звеньях – Егорова В.В.
Внеклассную, внешкольную работу учителей направляли организатор по внеклассной,
внешкольной работе Клементьева М.В. и старшая вожатая Леонтьева (Алтушкина)
Л.Е.
Хорошую базу знаний давали учащимся учителя начальных классов Голикова М.П. (она руководила МО учителей начальных классов), Милашина З.А., Борисова Г.Д., Егорова А.И., Захарова А.А., Абмайкина Т.П., Левашина Г.Ф., Кашкина А.Г., Ковалкина И.Г..
В среднем, старших звеньях работали с учащимися Михайлова Л.А., Егорова В.Д., Краснова А.Н., Троян Л.М. (русский язык, литература), Голиков Р.М., Кириллов Н.К., Долженкова Т.Н., Чернова З.И., Кильдяева Т.И. (математика), Данилина Л.И. (химия), Дурова Л.А. (физика), Гулянова Л.Н. (история), Черенов А.А. (биология), иностранные языки преподавали Русланова Г.И., Миронова Т.Г., Юдина С.А., Силова Л.И. Практические знания и умения мальчикам давал учитель технического труда Мальчиков В.И., девочкам по обслуживающему труду – Бакалдина В.Н. Физкультурой и спортом на уроках и во внеурочное время занимались с учащимися Манушин Н.П., Зорькин Н.И. и Копытов А.И., черчению и рисованию обучали Кущев В.А. и Зингеров В.Г., пению, музыке – Лиманский А.Г. Работу техперсонала возглавляла зам. директора по хозяйственной части Солдаткина Н.П.
В
те добрые времена школы имели шефов. Нашими шефами были работники фабрики
музыкальных инструментов (директор Аверкиев Л.М.). Мы с учащимся оказывали им
небольшую помощь на фабрике, а они помогали нам материально. Даже приобрели для
школы радиоузел.
Помогали
мы в сельскохозяйственных работах совхозу «Рассветовский», где зарабатывали для
школьной столовой картофель на весь учебный год. Директор совхоза Ларьков Н.С.
оказывал нам посильную помощь.
Благодаря
добросовестной работе учителей учащиеся занимали призовые места на олимпиадах
по различным учебным предметам, в спортивных соревнованиях. И педколлектив был
победителем в смотрах-конкурсах по художественной самодеятельности. Это было
возможно благодаря таланту и самоотверженному труду Лиманского А.Г. Как
победитель с песнями «Майский вальс» и «День Победы» педколлектив выступал на
«Огоньке» в честь Дня Победы у наших шефов.
Добрыми
словами хочется вспомнить Черенова А.А. Он не только давал прочные знания
учащимся, но еще много занимался с ними работой на пришкольном участке и в
теплице. Вырастил школьный сад, озеленял микрорайон. Недалеко от школы был выращен парк. Александр
Алексеевич был предан своей работе всем сердцем и душой.
Успешным
учебно-воспитательный процесс был еще и потому, что учителя много работы
выполняли бесплатно, всецело отдаваясь своей любимой работе. Слова «репетитор»
даже не было. Сильных учащихся готовили по своим предметам к поступлению в
высшие учебные заведения, слабым помогали освоить программу и успешно окончить
школу. Многие выпускники продолжали обучение в высших и средних специальных
учебных заведениях. Часть выпускников находила работу на предприятиях города.
Безработицы тогда не было. Только на двух заводах города «Электроавтомат» и
«Электроприбор» работало около 9000 человек.
Школьный
коллектив можно сравнить с большой семьей. Нужно прежде всего создать условия
для жизнедеятельности участников учебно-воспитательного процесса. Обогреть,
осветить, накормить (в школьной столовой), обучить, воспитать достойных граждан
страны – это в общих словах, а по каждому направлению должна выполняться
огромная работа. Важное значение имеют в работе взаимопонимание,
взаимоподдержка. И они в коллективе были.
В
заключение хочется сказать: работа учителя сложная, требующая много сил и
времени (ей приходится заниматься и дома), но нужная и важная для нашего общества
и государства. Учителя должны быть довольны тем, что имеют дело с самым лучшим,
что есть на свете – с детьми. И каждый учитель должен стараться подготовить
достойную смену нашим предкам.
Баканова Л.И., ветеран педагогического труда РФ
Баканова Любовь Игоревна
Учительский
коллектив