Быть учителем – это призванье
И диагноз для многих из нас,
Мы не только даем детям знанья
Отдаем мы им сердце подчас.
Школа - это особенное место, волшебное, сказочное. Здесь живет детство.
Переступая ее порог, сразу забываешь, что было с тобой до прихода сюда.
Школьная атмосфера сразу захватывает и ты уже вся в школьных и ребячьих
проблемах.
В нашу школу №3 я пришла в 1999 году, где стала вести уроки
истории и обществознания. Также мне дали классное руководство в 6 классе.
Ребята были шумные, веселые, озорные. Класс был мотивирован на учебу, особенно
любили дети уроки математики, которые вела Ольга Евгеньевна Минеева. Чтобы
ближе познакомиться, лучше узнать друг друга в неформальной обстановке, в
один из погожих октябрьских деньков повела их в Духовую рощу. Дети
играли, веселились, угощали друг друга, тем, что каждый взял с собой на
природу. Наблюдая за ними, я многое поняла о взаимоотношениях в классном
коллективе, что помогло мне в дальнейшей работе. Для проведения
классных часов я разделила класс на пятерки и каждая из них готовила материал. Сначала группа готовила что-то познавательное, а
затем проводили викторину, где победители обязательно получали
призы, которые делали своими руками.
Конечно, главное в школе - учеба, но ребятам было чем
заняться и после уроков. Любили они и дополнительные занятия по французскому языку, которые
вела Марина Васильевна Клементьева. В классе преподавали два языка: английский и
французский. На занятия приходил священник француз, рассказывал на родном языке
о Франции, ее достопримечательностях. Были и экскурсии в Ульяновск, Саранск,
Чебоксары и село Шоршелы – родину космонавта Андрияна Николаева. И сейчас при
встречах бывшие выпускники вспоминают об этих поездках.
Многие ребята нашего класса принимали участие в различных
предметных олимпиадах, выступали с научно-исследовательскими работами в
конкурсах и неоднократно побеждали. Это, например, Олеся Болдакова и Жанна
Кирюхина с работой на французском языке заняли второе место на республиканском
конкурсе. Но звездой олимпиад у нас была Маша Киреева. Она увлекалась
историей и в 9, 10 и 11 классах, побеждала на городских и республиканских
олимпиадах по истории и праву. В 11 классе вместе с победителями из
Чебоксар мы с Марией участвовали во Всероссийской олимпиаде по истории в
Смоленске. Также Маша в старших классах побеждала в разных
конкурсах с исследовательской работой «Он хотел домой». В поисках нужного
материала мы даже посетили местное отделение ФСБ. После окончания школы девочка
поступила на юрфак ЧГУ, после выпуска ей предложили работу в ФСБ города
Чебоксары. Проработав около 10 лет, она перевелась в Подмосковный
городок, где и продолжает трудиться по специальности.
После 9 класса многие ребята ушли в техникумы Алатыря. Это Мищенко
Стас, Ирина Линькова, Лена Литюшкина, Катя Талянова и другие. 10 класс
был сформирован из двух девятых. Уже прежней сплоченности не было, но и
конфликтов тоже не было. Самым ярким воспоминанием в эти годы был приезд
в нашу школу группы ребят из Франции, организованный Мариной Васильевной.
Сколько впечатлений, эмоций пережили школьники! Французы жили в семьях
детей, девочки перенимали их манеру поведения, одежду. Именно
с этого времени пошли «обнимашки» при встречах. А сколько радости принесла
лыжная прогулка в Чуварлейский бор! Затем Жанна Кирюхина, Олеся
Болдакова и Женя Владимирова по обмену поехали во Францию, где также как и
французские ребята жили в семьях и учились в местной школе. Делясь
воспоминаниями, они говорили, что соскучились по Алатырю, школе и своему
классу, а также по нашим учителям. Они сравнивали французских педагогов и
наших, учителя нашей школы казались им ближе, душевнее, роднее. Это
действительно так и было, каждый из моих коллег никогда не был равнодушен к
судьбе детей. В 9 классе Рафаил Абасов вдруг решил перевестись в вечернюю
школу, боясь экзаменов, мы с Марией Ивановной Евграфовой убедили его
этого не делать. Экзамены Рафаил, как и все в классе, сдал. Позднее я встретила
его на ЕГЭ по русскому языку, когда была оператором на экзамене, ему это было
необходимо для поступления в учебное заведение.
Были другие школьные мероприятия, в которых участвовали с
удовольствием и почти всегда побеждали. Готовились к очередному мероприятию все
сообща. Алина Полянская, Женя Владимирова хорошо рисовали и на них было
оформление. Олеся Болдакова танцевала, она готовила танцевальные номера, а Эдик
Домрычев был ведущим школьных мероприятий. В классе было много
спортсменов. Это Настя Янтажова, Надя Михеева, Маша Киреева. Мальчиков в
10-ый класс осталось всего четверо: Дима Талызинский, Рома Логвинов, Сергей
Яшин и Эдик Домрычев. Все, кроме Эдика, живут и работают в Алатыре, обзавелись
семьями, растят детей. У Э. Домрычева тоже все хорошо, он получил профессию
ландшафтный дизайнер. Живет в Йошкар-Оле, растит сына.
Почти все после получения аттестата поступили в высшие учебные
заведения. Олеся Болдакова и Женя Владимирова закончили факультет
иностранных языков педагогического университета города Чебоксары. Женя
была бессменной старостой класса. По характеру открытая, добродушная,
всегда готова прийти на помощь. Я горжусь Женей. Она стала учителем и
работает в нашем городе, ведет уроки английского языка в школе №7. Не сразу
она нашла свое призвание, сменила несколько мест работы, но судьба вывела ее на
правильный путь. Евгения Николаевна уважаемый педагог. Как-то при встрече
Женя сказала мне, что школа это не только ее призвание, но и образ жизни.
Педагогом в колледже работает Маша Каталова. Она живет в Туле. Алина Полянская живет и работает в Петербурге, занимается дизайном,
делает очень красивые и оригинальные изделия из смолы. Варя Корепанова и Олеся
Ковалевская стали медработниками. Олеся Седойкина, как и Женя, долго
искала свое место в жизни после окончания высшего учебного заведения. Сейчас
она счастлива в браке, у нее двое детей. Пока она не может вернуться в банк на
прежнее место работы, находясь в декретном отпуске. Но Олеся очень деятельный
человек, не может находиться без дела .Она стала шоколатье, делает очень
вкусные конфеты, проводит мастер-классы (я лично пробовала, рекомендую).
Этот класс был очень организованным, с ним не было проблем, если
нужно было выйти на субботник или провести генуборку в классе. Впрочем, таких проблем
не было и в другом моем классе. Мне всегда попадались очень понятливые дети. Но
с учебой в этом коллективе было с точностью наоборот. Из 30 человек на 4 и 5
занимались только 3 ребенка. Это Женя Кирсанов, Дима Сударчиков и Таня
Бучурлина. Мальчики сбегали с уроков, особенно не повезло урокам
литературы, которые вела Лышова Елена Викторовна. В конце четверти
семь человек оказались неаттествованы, им нужно было срочно ответить по
произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Вечером я перечитала повесть,
на другой день посадила всех двоечников перед собой и подробно пересказала, о
чем рассказывает Пушкин. Зачет все сдали.
Из этого класса всех больше вспоминаю Веронику Бурмистрову. Она
не была старостой класса, она была моей помощницей, когда было нужно. У
нас не было постоянного старосты, старостой хотели быть почти все. Вот мы и
решили, что каждый может попробовать себя в течение месяца. Так ребята учились
руководить и подчиняться. В 8 классе к нам пришла новенькая девочка, Нина.
Девочка со сложной судьбой. Мы помогали ей, девочки приносили вещи, кормили ее
в столовой. Она была благодарна за это, говорила, что в другой школе ей в лицо
плевали. Многие из этого класса стали предпринимателями, живут и работают в
Алатыре. К сожалению, ушел из жизни Саша Кляузов, он тяжело болел. Со многими
из этого класса мы переписываемся, общаемся.
Но после окончания основной школы почти все ушли в техникумы и
ПТУ. Это был их и родителей выбор. Возможно, это было правильным решением, ведь
впереди был ЕГЭ. Таня Бучурлина, Ксения Кирюхина, Катя Елизарова, Маша
Владимирова и Дима Сударчиков перешли в другую школу в 10 класс. Они приглашали
меня на последний звонок.
Школа – это, прежде всего, учителя, так как именно они определяют,
куда вести детей, учитывая их особенности и желания. У нас был чудесный
коллектив. Незабываемой стала поездка с коллективом в Казань. С группой ребят
из 11 школы города и нашей командой в составе Марины Васильевны,
Люды Ворожейкиной, Андрея Кильдяева мы побывали в Москве в школе
Тубельского. Для нас это была не только рабочая поездка, но и
культурно-познавательная. Мы побывали в Кремле, гуляли по улицам столицы.
Всегда понимали друг друга с учителем истории Сарбаевой Ириной Геннадьевной, с
ней можно было посоветоваться по любому вопросу и найти верное решение
проблемы. И сейчас мы с ней продолжаем общаться даже на профессиональные
темы. Всех вспоминаю с добрым сердцем. И сейчас мы приходим в школу, где
нас тепло встречают.
Я всю свою жизнь посвятила учению детей, нелегко было уходить на
пенсию.
Все эти годы я шла на работу, как на праздник. Праздник души и
сердца! Я счастливый человек, потому что работа была мне в радость.