Воспоминания Манушиной Л.Ф.

Быть учителем – это призванье

И диагноз для многих из нас,

Мы не только даем детям знанья

Отдаем мы им сердце подчас.

Школа - это особенное место, волшебное, сказочное. Здесь живет детство. Переступая ее порог, сразу забываешь, что было с тобой до прихода сюда. Школьная атмосфера сразу захватывает  и ты уже вся в школьных и ребячьих проблемах.

В нашу школу №3 я пришла в 1999 году, где стала вести уроки истории и обществознания. Также мне дали классное руководство в 6 классе. Ребята были шумные, веселые, озорные. Класс был мотивирован на учебу, особенно любили дети уроки математики, которые вела Ольга Евгеньевна Минеева. Чтобы ближе познакомиться, лучше узнать друг друга  в неформальной обстановке, в один из погожих октябрьских деньков повела их  в Духовую рощу. Дети играли, веселились, угощали друг друга, тем, что каждый взял с собой на природу. Наблюдая за ними, я многое поняла о взаимоотношениях в классном коллективе, что помогло мне в дальнейшей работе. Для проведения классных часов я разделила класс на пятерки и каждая из них готовила материал. Сначала группа готовила что-то познавательное, а затем проводили викторину, где победители  обязательно получали  призы, которые делали своими руками.

Конечно, главное в школе - учеба, но ребятам было чем  заняться и после уроков. Любили они и дополнительные занятия по французскому языку, которые вела Марина Васильевна Клементьева. В классе преподавали два языка: английский и французский. На занятия приходил священник француз, рассказывал на родном языке о Франции, ее достопримечательностях. Были и экскурсии в Ульяновск, Саранск, Чебоксары и село Шоршелы – родину космонавта Андрияна Николаева. И сейчас при встречах бывшие выпускники вспоминают об этих поездках.

Многие ребята нашего класса принимали участие в различных предметных олимпиадах, выступали с научно-исследовательскими работами в конкурсах и неоднократно побеждали. Это, например, Олеся Болдакова и Жанна Кирюхина с работой на французском языке заняли второе место на республиканском конкурсе. Но звездой олимпиад у нас была Маша Киреева. Она увлекалась историей и в 9, 10 и 11 классах, побеждала на городских и республиканских олимпиадах по истории и праву.  В 11 классе вместе с победителями из Чебоксар мы с Марией  участвовали во Всероссийской олимпиаде по истории в  Смоленске. Также Маша в старших классах побеждала в разных конкурсах с исследовательской работой «Он хотел домой». В поисках нужного материала мы даже посетили местное отделение ФСБ. После окончания школы девочка поступила на юрфак ЧГУ, после выпуска ей предложили работу в ФСБ города Чебоксары. Проработав около 10 лет, она перевелась в Подмосковный городок, где и продолжает трудиться по специальности.

После 9 класса многие ребята ушли в техникумы Алатыря. Это Мищенко Стас, Ирина Линькова, Лена  Литюшкина, Катя Талянова и другие. 10 класс был сформирован из двух девятых. Уже прежней сплоченности не было, но и конфликтов тоже не было. Самым ярким воспоминанием в эти годы был приезд в нашу школу группы ребят из Франции, организованный Мариной Васильевной. Сколько впечатлений, эмоций пережили школьники! Французы жили в семьях детей, девочки перенимали их манеру поведения, одежду. Именно с этого времени пошли «обнимашки» при встречах. А сколько радости принесла лыжная прогулка в Чуварлейский бор! Затем Жанна Кирюхина, Олеся Болдакова и Женя Владимирова по обмену поехали во Францию, где также как и французские ребята жили в семьях и учились в местной школе. Делясь воспоминаниями, они говорили, что соскучились по Алатырю, школе и своему классу, а также по нашим учителям. Они сравнивали французских педагогов и наших, учителя нашей школы казались им ближе, душевнее, роднее. Это действительно так и было, каждый из моих коллег никогда не был равнодушен к судьбе детей. В 9 классе Рафаил Абасов вдруг решил перевестись в вечернюю школу, боясь экзаменов, мы  с Марией Ивановной Евграфовой убедили его этого не делать. Экзамены Рафаил, как и все в классе, сдал. Позднее я встретила его на ЕГЭ по русскому языку, когда была оператором на экзамене, ему это было необходимо для поступления в учебное заведение.

 Были другие школьные мероприятия, в которых участвовали с удовольствием и почти всегда побеждали. Готовились к очередному мероприятию все сообща. Алина Полянская, Женя Владимирова хорошо рисовали и на них было оформление. Олеся Болдакова танцевала, она готовила танцевальные номера, а Эдик Домрычев был ведущим школьных мероприятий. В классе было много спортсменов. Это Настя Янтажова, Надя Михеева, Маша Киреева. Мальчиков в 10-ый класс осталось всего четверо: Дима Талызинский, Рома Логвинов, Сергей Яшин и Эдик Домрычев. Все, кроме Эдика, живут и работают в Алатыре, обзавелись семьями, растят детей. У Э. Домрычева тоже все хорошо, он получил профессию ландшафтный дизайнер. Живет в Йошкар-Оле, растит сына. 

Почти все после получения аттестата поступили в высшие учебные заведения. Олеся Болдакова и Женя Владимирова закончили факультет иностранных языков педагогического университета города Чебоксары. Женя была бессменной старостой класса. По характеру  открытая, добродушная, всегда готова прийти на помощь.  Я горжусь Женей. Она стала учителем и работает  в нашем городе, ведет уроки английского языка в школе №7. Не сразу она нашла свое призвание, сменила несколько мест работы, но судьба вывела ее на правильный путь. Евгения Николаевна уважаемый педагог. Как-то при встрече Женя сказала мне, что школа это не только ее призвание, но и образ жизни. Педагогом в колледже работает Маша Каталова. Она живет в Туле. Алина Полянская живет и работает в Петербурге, занимается дизайном, делает очень красивые и оригинальные изделия из смолы. Варя Корепанова и Олеся Ковалевская  стали медработниками. Олеся Седойкина, как и Женя, долго искала свое место в жизни после окончания высшего учебного заведения. Сейчас она счастлива в браке, у нее двое детей. Пока она не может вернуться в банк на прежнее место работы, находясь в декретном отпуске. Но Олеся очень деятельный человек, не может находиться без дела .Она стала шоколатье, делает очень вкусные конфеты, проводит мастер-классы (я лично пробовала, рекомендую).

Этот класс был очень организованным, с ним не было проблем, если нужно было выйти на субботник или провести генуборку в классе. Впрочем, таких проблем не было и в другом моем классе. Мне всегда попадались очень понятливые дети. Но с учебой в этом коллективе было с точностью наоборот. Из 30 человек на 4 и 5 занимались только 3 ребенка. Это Женя Кирсанов, Дима Сударчиков и Таня Бучурлина. Мальчики сбегали с уроков, особенно не повезло урокам литературы, которые вела Лышова Елена Викторовна.  В конце четверти семь человек оказались неаттествованы, им нужно было срочно ответить по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Вечером я перечитала повесть, на другой день посадила всех двоечников перед собой и подробно пересказала, о чем рассказывает Пушкин. Зачет все сдали.

Из этого класса всех больше вспоминаю Веронику Бурмистрову. Она не  была старостой класса, она была моей помощницей, когда было нужно. У нас не было постоянного старосты, старостой хотели быть почти все. Вот мы и решили, что каждый может попробовать себя в течение месяца. Так ребята учились руководить и подчиняться. В 8 классе к нам пришла новенькая девочка, Нина. Девочка со сложной судьбой. Мы помогали ей, девочки приносили вещи, кормили ее в столовой. Она была благодарна за это, говорила, что в другой школе ей в лицо плевали. Многие из этого класса стали предпринимателями, живут и работают в Алатыре. К сожалению, ушел из жизни Саша Кляузов, он тяжело болел. Со многими из этого класса мы переписываемся, общаемся.

Но после окончания основной школы почти все ушли в техникумы и ПТУ. Это был их и родителей выбор. Возможно, это было правильным решением, ведь впереди был ЕГЭ. Таня Бучурлина, Ксения Кирюхина, Катя Елизарова, Маша Владимирова и Дима Сударчиков перешли в другую школу в 10 класс. Они приглашали меня на последний звонок.

Школа – это, прежде всего, учителя, так как именно они определяют, куда вести детей, учитывая их особенности и желания.  У нас был чудесный коллектив. Незабываемой стала поездка с коллективом в Казань. С группой ребят из 11  школы города и нашей командой в составе Марины Васильевны, Люды Ворожейкиной, Андрея Кильдяева мы побывали в Москве в школе Тубельского. Для нас это была не только рабочая поездка, но и культурно-познавательная. Мы побывали в Кремле, гуляли по улицам столицы. Всегда понимали друг друга с учителем истории Сарбаевой Ириной Геннадьевной, с ней можно было посоветоваться по любому вопросу и найти верное решение проблемы. И сейчас мы с ней продолжаем общаться даже на профессиональные темы. Всех вспоминаю с добрым сердцем. И сейчас мы приходим в школу, где нас тепло встречают.

Я всю свою жизнь посвятила учению детей, нелегко было уходить на пенсию.

Все эти годы я шла на работу, как на праздник. Праздник души и сердца! Я счастливый человек, потому что работа была мне в радость.

Манушина Людмила Фёдоровна

Манушина Людмила Фёдоровна